Методы интегративно-педагогического исследования
11. Геометрический метод. Принадлежность к интегративным методам обуславливается тем, что он выступает в качестве обощенного инструментально-методологического средства для математических, естественнонаучных и философских дисциплин. Позаимствованный из геометрии, он с успехом был использован в философии (Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза). Последний использовал данный метод для построения своего трактата "Этика". Элементы геометрического метода использовались в работах Я.А.Коменского, в частности в "Великой дидактике". В современных педагогических исследованиях и геометрический метод в той или иной степени проявлется в попытках схематизации научных описаний, придание им более или менее жестких форм, логической последовательности, "выводности", в попытках формализации педагогического знания. Однако, следует напомнить о необходимости осторожного отношения исследователей к формализации в педагогике. Например, Б.С.Гершунский пишет, "что о формализации дидактических теорий пока не приходится говорить" (94. С.152). Сдержаны на этот счет высказывания М.А.Алексеева и В.И.Загвязинского, считающие одним из условий формализации в педагогике проведение очень большой содержательной работы "по уточнению основных ее понятий" (317. С.18). Наряду с этим укажем на современные попытки символизации педагогического знания, создания собственного формализованного языка педагогики (372).
12. Логико-теоретические методы. При их характеристике мы главным образом будем опираться на выводы Г.В.Воробьева ( С.74), примеры применения этих методов будут приводится из нашей монографии "Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования".
12.1. Метод построения новых научных представлений (понятий, категорий, теорий и т.д.), синтезированных на совокупности элементов знания различной природы. В ходе нашего исследования было сформулировано " новое научное представление" о профессионально-педагогическом знании как результат интеграции педагогического и технического знания.
12.2. Метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, лежащих в основе процессов различной природы. Данный метод использовался нами при выделении характеристик, общих для педагогического и технического знания, также объективных оснований, находящихся за рамками этих знаний, но обуславливающих их интеграцию. В настоящем диссертационном исследовании нами выделяются эвристико-методологические основания педагогической интеграции.
12.3. Метод восхождения от конкретного (эмпирического) к абстрактному и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В первом случае речь идет о движении мысли от "клеточки" исследуемого объекта к первичным обобщениям. В монографии нашей такой "клеточкой" стало отношение между педагогическими и техническими знаниями в профессиональной педагогике. Во втором случае мы имеем дело с построением на базе этой "клеточки" теоретических положений, следствий. Например, здесь можем говорить о разработке теоретических подходов основ интеграции педагогического и технического знания.
13. Генетический метод "открывает счет" методам историко-генетических исследований интеграционных процессов в установлении начальных условий, ведущих этапов и тенденций (линий) развития педагогической интеграции.
14. Культурно-исторический метод предусматривает учет исходных положений культурно-исторической теории Л.С.Выгодского: деятельность и сознание человека социальны по своему генезису, внутренне связаны с общением людей и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими (С.82).
15. Культурно-цикловой метод отталкивается от теории культурных циклов (Шпенглер, Данилевский), признающей уникальность жизненного пути каждой культуры, каждой цивилизации. Применительно к нашему случаю это означает прежде всего признание уникальности педагогических традиций, о чем особенно необходимо помнить в условиях интенсификации процессов глобальной интеграции образования.
16. Каузально-генетический метод (термин Л.С.Выгодского) в нашей интерпретации означает возможность исследования процесса становления интегративных новообразований в педагогике путем их целенаправленного формирования.
17. Историко-генетический метод (А.Н.Леонтьев) в нашем случае предполагает рассмотрение педагогической интеграции как продукта и деривата внешней материальной деятельности, преобразуемой в процессе общественно-исторического развития во внутренюю деятельность, в деятельность сознания; внешняя интеграция интериоризуется во внутреннюю.