Методы интегративно-педагогического исследования
В педагогической литературе имеются достаточно убедительные примеры применения контент-анализа, даются рекомендации по его реализации. Например, это все имеет место в пособии "Методы системного педагогического исследования", вышедшем в 1980 г. под редакцией Н.В.Кузьминой ( ). Здесь выделяются работы
Л.М.Ахмедзяновой, И.Д.Багаева, Г.Н.Князева. Так, Л.М.Ахметзянова с помощью контент-анализа создает своеобразную теоретическую модель высшего уровня положительной педагогической мотивации. Аналогичную функцию контент-анализ выполнил в исследовании процесса формирования у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории (И.Д.Багаев). Анализ имеющихся в педагогике работ, проведенных с помощью контент-анализа, а также исследований социально-психологического характера, далют возможность определять структуру контент-анализа исследования, а также требования, предъявляемые к нему. Структуру могут составить предметы анализа - монография, дневники, письма; единица анализа - трансформированное простое предложение, высказывания; критерий отбора материала - тема высказывания.
Требования к контент-анализу в педагогике должны базироваться:
а) на специфике объекта и предмета педагогики;
б) на обобщенной программе и процедуре эмпирического социального исследования;
в) на теоретических положениях;
г) на имеющемся в нашей стране опыте применения контентанализа в социальных, гуманитарных науках;
д) на учете специфики исследуемой проблемы.
Кроме этого, в случае применения контент-анализа исследователь должен в первую очередь определить:
1) четкую цель или иерархию целей - что именно он хочет выделить;
2) гипотезу с намерением проверить ее последующим анализом выбранного материала;
3) выборочную совокупность, на основе которой будет произведен сбор первичной информации;
4) способ выявления информации, интересующей исследователя;
5) единицы анализа;
6) критерии классификации высказываний в соответствии с целями;
7) способы количественной обработки собранной информации;
8) способы содержательной интерпретации полученных данных. Интегративными возможностями обладают методы когезии и интеграции текста (85).
Когезия - это формы связи - грамматические, семантические, лексические - между отдельными частями текста, определяющие переход от одного контекстно-вариативного членения текста к другому. Интеграция - это объединение всех частей текста в целях достижения его целостности. Интеграция может осуществляться средствами когезии, но может строиться и на ассоциативных отношениях. Когезия - категория логического плана, интеграция - психологического.
9) Методологический эксперимент - завершает группу методологических методов исследования интеграционных процессов в педагогике. Понятие "методологический эксперимент" встречается как в философской, так и в педагогической литературе. Своими корнями методологический эксперимент уходит в деловые игры. "Указанный эксперимент, является имитационной игрой, так как он служит для проверки корректировки организационной гипотезы, которую формируют совместными усилиями руководитель и подчиненные" (403. С.72). При этом следует особо заметить, что методологический эксперимент имитирует "реальную исследовательскую деятельность". В нем объединяются "специалисты, знания, методы, умения и навыки". В научно-педагогической литературе дается примерно такая же интерпретация методологического эксперимента. Под ним подразумевается эксперимент, в ходе которого проверяются новые социальные ориентиры, ключевые идеи сквозного характера, познавательные средства (159.С.66). Исходя из приведенного толкования методологического эксперимента, можно сделать вывод о целесообразности его использования в условиях решения проблем интеграции воспитательных сил общества. Пример проведения такого эксперимента находим в работах В.Д.Семенова. Содержание данного эксперимента отражает саму жизнь во всем богатстве ее проявления, где переплетаются управленческие, организационно-методические, социально-отношенческие составляющие. Причем по срокам эксперимент длится не менее трех лет: сама жизнь, как бы выступая в роли главного "методолога" подсказывает, что надо отвергнуть, что взять в педагогический арсенал общества.
Сказанное позволяет в число разновидностью методологического эксперимента включить естественный эксперимент, который в собственно педагогическом понимании главной своей особенностью имеет то обстоятельство, что условия, используемые при его проведении "организует не экспериментатор, а сама жизнь ." (335. С.128). Роль экспериментатора при этом сводится к использованию сочетания различных условий деятельности испытуемых и к фиксации при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемых особенностей учащихся. Синтез опытной деятельности и естественного эксперимента своим результатом в педагогике имеет опытно-экспериментальную работу, которая, по нашему мнению, на данный момент, в наибольшей степени отвечает духу интегративно-педагогических исследований.