Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Требования принципа сотрудничества: 1) воспитание осуществляется не как процесс одностороннего внушения норм и ценностей, и как процесс взаимодеятельнрости воспитанника и воспитателя; 2) воспитание дожно строиться как процесс взаиморазвития, взаимопонимания, взаимообучения детей: главная воспитательная сила школы в самих детях, их взаимных отношениях, их взаимном влиянии (П.Ф.Каптерев); 3) педагог должен обеспечивать в ходе учебного процесса, чтобы ребенок осознавал присутствие и интересы других членов педагогического сообщества, свою зависимость от них и их зависимость от него и др.
В основу принципа самоорганизации положен известный постулат А.Швейцера: человек должен пойти на осмысленное самоизменение. Важнейшим требованием этого принципа является то, что воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся качеств самоанализа, самодисциплины и самодеятельности. Принцип свободы требует, чтобы воспитание было направлено на развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства при безусловном уважении права других быть свободными. Согласно принципу интегративно-целостной антиномности центральной задачей школы должно стать усвоение человеком общих закономерностей, лежащих в основе систем самой различной природы - физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных; образование должно быть направлено на воспитание человека, обладающего качеством интегрально-плюралистического видения мира, готового к "новому диалогу человека с природой" (И.Пригожин).
Специальные принципы построения содержания образования: историко-генетический принцип, принцип культуросообразности, принцип интеграции содержания образования. В соответствии с требованием первого принципа необходима такая организация содержания образования, при которой была бы достигнута цель включения человека в прошлое, настоящее и будущее (Ф.Фребель). В результате история, и прежде всего история отечества, становится центральным предметом - стержнем, вокруг которого размещаются другие дисциплины. Принцип культуросообразности обусловливает необходимость проектирования такого содержания образоания, которое бы способствовало усвоению человеком экономических, социальных, правовых, ментальных культурных и других традиций своего народа; брать во внимание в процессе образования человека условия места и времени, в которых родился и предстоит ему жить (А.Дистервег). Наряду с этим принцип культуросообразности предполагает ознакомление учащихся с традициями других народов. Принцип интеграции содержания образования позволяет представить это содержание как педагогический эквивалент интеграционных процессов, охватывающих сегодня все области человеческой деятельности и познания. Этот принцип непосредственно служит целям формирования в сознании развивающегося человека интегративно-целостной картины мира.
Идеи ИЦП нашли свое применение в рамках деятельности творческого тандема "Чапаев - Хридина", основанного на идее органического синтеза научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогической науки. Творческая уния, связывающая педагога-ученого и педагога-практика, педагога-организатора, уже сама по себе представляет пример практической реализации интегративных идей в научно-педагогической области. Следует заметить, что данное направление, назовем его субъектно-творческим, не получила фактически никакого освещения в педагогической литературе. Деятельности этого микроколлектива обязаны своим появлением две концепции - концепция гуманитарно-педагогического центра профессионального образования и концепция создания педагогических классов в системе непрерывного начального образования и среднего профессионального образования, многие положения которых нашли применение в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы по гуманитаризации и педагогизации профессионального (232, 233 ).