Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Блок-модуль "Педагогическая эпистемология" прежде всего служит целям формирования целостного научного педагогического мышления, усвоения понятийного аппарата педагогики, овладения азами педагогической методологии, усвоения сути процессов, происходящих в современной педагогике и образовании. В основе всего этого должно лежать глубокое знание истории и теории педагогики, понимание природы ее связей с другими дисциплинами. Этого невозможно достичь без хотя бы ознакомления с инновационными курсами типа "педагогического науковедения", "педагогической аксиологии". Умение отличать истинные ценности от надуманных, временных, преходящих, давать адекватные оценки инновациям, новым подходам, зарубежному опыту - весьма важное для педагога качество. Для профориентационных групп вновь же введен специальный адаптированный курс "Основы педагогических знаний", где происходит синтез (в несколько упрощенной форме) элементов рассматриваемого блока-модуля.
"Педагогическое техникознание" отражает специфику инженерно-педагогической деятельности как вида педагогической деятельности. В содержании деятельности инженера-педагога особое место отводится процессам взаимодействия педагогических и технических составляющих, что соответственно учитывается нами при введении такого блока-модуля.
Блоки "Педагогическая праксикология" и "Педагогическая технология и методика" выражают деятельностно-технологические стороны педагогической профессии, так называемую педагогическую металлургию. Основная цель этих блоков - подготовленность обучающихся к выполнению конкретных видов инженернопедагогической деятельности. Учитывая то обстоятельство, что часть выпускников профориентационных классов также могут работать в сфере профессионального образования, мы предусмотрели изучение ими основ методики производственного обучения, а также некоторые другие технологические дисциплины в сокращенном варианте.
Помимо названных блоков учебный план предусматривает спецкурс "Педагогическое отечествоведение", призванный ознакомить слушателей ИПК обоих типов с некоторыми характерными моментами и чертами отечественной педагогики - ее историей, ее ролью в развитии мировой педагогики и т.д. Кроме того, вводится ряд элективных курсов.
Отказ от всеобъемлющих курсов типа "Общая психология", "Педагогика" и др. делают представленные блоки проницаемыми (прозрачными) друг для друга. Наряду с этим они обладают определенной автономностью, что обусловливает возможность использования при усвоении их содержания концентрированной технологии обучения. в таком случае каждый блок можно рассматривать как учебный концентр, усваиваемый автономно в определенный промежуток учебного времени, отводимый только для него. Учитывая интегральный характер учебного плана, мы рекомендуем также применение интегративных технологий обучения, опирающихся во многом на проблемно-модельные формы обучения.
Естественно, что организация изучения предложенных курсов выдвигает ряд требований к педколлективу ВПУ. Прежде всего мы бы порекомендовали, по мере возможностей, максимального "охвата" этих курсов дипломированными специалистами, имеющих научные степени. Если возможностями такими ВПУ не обладает, то необходимо организовать для педагогов, занятых в ИПК, курсы повышения квалификации или же специальные курсы.
Учебный план является примерным, рекомендательным документом. Ни в коем случае не должен рассматриваться как незыблемая догма и в отношении перечня предметов, и в отношении отводимых на них часов, и в отношении последовательности прохождения курсов. Каждое ВПУ в силу своих специфических особенностей может вносить в него достаточно кардинальных изменения. Однако в целом должна быть выдержана основная идея учебного плана - создание интегративного "веера" педагогических дисциплин.