Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Материалы рассмотренных концепций послужили теоретикометодологической основой для проведения опытно-экспериментальной работы по гуманитаризации и педагогизации профессионального образования на базе профессиональной гимназии N 5 г.Екатеринбурга ( ), в ходе которой отрабатываются параллельно две позиции. Первая касается формирования основ профессиональной деятельности специалиста "интегрального профиля", вторая - формирования профессионально-педагогических намерений. При этом предполагается, что эффективной реализации обеих позиций будут способствовать гуманитаризация и педагогизация содержания начального профессионального образования, которые в свою очередь могут быть успешно актуализированы при условии:
1) построения такого педагогического процесса, который бы способствовал осознанию учащимися актуальных, ближайших и перспективных линий своего профессионального и общечеловеческого развития;
2) фундаментальной модернизации содержания профессионального образования, введение в него в качестве равноправных составляющих гуманитарного и гуманитарно-педагогического циклов, что будет способствовать интеграции "двух полюсов единого целого - гуманитарной и технологической составляющей мышления";
3) введения ступенчатой системы профессионального образования учащихся: первая ступень - общепрофессиональная подготовка; вторая ступень - подготовка специалиста узкого профиля на базе основной средней школы; третья ступень - подготовка специалиста швейного производства широкого профиля с общим специальным образованием по двум направлениям - гуманитарному (гуманитарно-педагогическому) и естественнонаучному; четвертая ступень - подготовка специалистов швейного производства высокого уровня квалификации с основами психологопедагогических знаний и менеджмента;
4) гуманитаризации и педагогизации дисциплин общетехнического и специального циклов;
5) "очеловечивание" отношений между членами совокупного педагогического коллектива;
6) открытость учебного заведения как общественно-государственной системы.
Реализация интегративно-целостного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в профессиональной гимназии потребовала разработки учебно-программной документации, включающей в себя профессиональную характеристику выпускника учебного заведения, экспериментальные учебные планы подготовки специалистов швейного профиля на многоступенчатой основе и педагогической подготовке учащихся профессионализированных и профессионально ориентированных классов, экспериментальную учебную программу по курсу "Основы психолого-педагогической подготовки учащихся инженерно-педагогических групп ВПУ". Сюда же следует отнести такие элементы интегративно-педагогической деятельности, осуществляемой в профессиональной гимназии, как практику использования бинарных уроков по программированному черчению, химии и материаловедению, истории и литературе, технологии и производству; комплексных зачетов и экзаменов, факультативов углубленного характера. Большое место в социализации и профессионализации учащихся заняли такие формы проведения "свободного времени", как день знаний, мамин день, требующие разносторонней подготовки и проявления способностей от каждого участника.
Одно из центральных мест в проведении опытно-экспериментальной работы отводится программе "Основы психолого-педагогической подготовки учащихся инженерно-педагогических групп ВПУ", которая в качестве своих главных задач имеет: усвоение учащимися исходных положений психолого-педагогического знания: освоение ими основ профессионально-педагогического мышления; овладение первичными психолого-педагогическими навыками инженерно-педагогической деятельности: диагностирования, общения, структурирования содержания обучения и т.д.