Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Исходные основания концепции гуманитарно-педагогического центра профессионального образования (ГПЦ) составили следующие положения:
1. Важнейшим атрибутом профессиональной деятельности является социально-гуманитарная компетентность, понимаемая как интегральная характеристика гражданской, личностной и психофизиологической зрелости человека. Опыт учит, что безнравственность, безответственность, психологическая неподготовленность сегодня выражают не только меру профессиональной ущербности, но и таят в себе непредсказуемые опасности и преступления. Именно нравственно-психологическая оказывается наиболее уязвимой стороной в так называемых нештатных ситуация, то и дело возникающих при осуществлении того или иного вида профессиональной деятельности.
2. В самом широком понимании социально-гуманитарная компетентность означает развитие в человеке продуктивнопреобразовательной активности, с максимальной полнотой выражающей его сущность как формы жизнедеятельности. Исключительное значение при этом имеют способности личности к сущностному реагированию на поведение внешних обстоятельств, умения "пропускать" их через механизмы внутренней цензуры. Это позволяет человеку сохранять свою субъектную суверенность.
3. Составной частью социально-гуманитарной компетентности должна стать педагогическая компетентность - знание психологопедагогических основ воспитания и образования. Это обусловливает необходимость включения общепедагогической подготовки в содержание "общего и профессионального образования всех уровней, воспитательного процесса во всех периодах развития личности и считать, что "только при этом условии нужного уровня достигает педагогическая культура общества, составляющая основу его социально-педагогической инфраструктуры" (С.101).
Главный принцип деятельности ГПЦ - принцип интеграции личностно-гуманитарных и технико-технологических показателей содержания профессионального образования. Он выражает потребность в сбалансированном учете "интересов" "двух полюсов единого целого - гуманитарной и технологической составляющей мышления" (В.П.Зинченко). Соответственно, содержание профессионального образования получает более широкое по сравнению с традиционным толкованием значение: оно объединяет в себе весь набор разнокачественных знаний, умений и навыков, качеств и свойств, необходимых для осуществления жизнедеятельности целостного человека. Ведущим компонентом этого содержания становится гуманитарно-педагогическое знание, состав которого образуют дисциплины, в которых излагаются, слагаются и группируются факты, обнаруживающие свойства предмета воспитания - человека. В число таковых К.Д.Ушинский включал анатомию, физиологию и паталогию человека; психологию; логику; философию; географию, изучающую землю как жилище человека и человека как жильца земного шара; статистику и т.д. Все эти дисциплины, по мнению великого педагога, должны в своей по сути бесконечной совокупности образовать педагогическую антропологию. Тем самым педагогика наделяется чрезвычайными полномочиями представлять человеческие знания во всем богатстве своих проявлений. Соответственно, и понятие "гуманитарно-педагогическое знание" в своей широкой интерпретации способно выражать все основные признаки категории "социогуманитарное знание". Но при этом необходимо, чтобы последние рассматривались не в объектном, а субъектном аспекте, то есть с позиции определения их влияния на развитие и существование человека.
Центральным организационным принципом деятельности ИПЦ является принцип гибкого реагирования на интенсивно меняющиеся требования рынка профессий, потребности населения в получении того или иного вида профессионального образования, той или иной профессии. Стратегия гибкого реагирования должна сочетаться с тем немаловажным, общепризнанным фактом, что не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. Это обусловливает необходимость в проведении рекламно-опережающей работы в условиях ГПЦ, что одновременно будет способствовать актуализации опережающей функции образования.