Квалиметрическая оценка результатов исследования интеграционных процессов в педагогике
На основании топологического анализа структуры графа, изображенного на рисунке, можно сделать следующие выводы. Темы, обозначенные вершинами 0- 4, 6-7 образуют <ядро> курса - совокупность фундаментальных представлений, задающих направление интеграции историко-педагогических и философскопедагогических срезов знания. Можно видеть, что эти же темы образуют сильносвязанный подграф, то есть структуру, в которой все вершины взаимно достижимы. Ключевой темой для понимания курса как целого является тема 4: <Человек как предмет и цель воспитания>, вырабатывающая критерии и методологию анализа педагогической действительности и адресующая их педагогическим культурам разных времен (вершины 8-14). Вполне закономерно, что схема, изображающая историко-педагогическую часть курса, построена в виде замкнутых контуров: исходя из наиболее обобщенных теоретических представлений о человеческой природе (тема 4) как логического первообраза находит конкретно-историческое выражение в воспитательной практике определенной эпохи (темы 8-14) , аксиологически закрепляется в качестве уникального опыта воссоздания условий роста культуры общества и человека в данное время и фиксируется в виде общих принципов деятельности и критериев оценки воспитательных отношений (тема 5: <Основы дидаскологии и педагогической праксиологии>). Таким образом, педагогического культура каждого времени задает свой аксиологический масштаб, диктуемый образцом человеческой природы и по-своему решает внутренне присущие воспитанию фундаментальные противоречия свободы-необходимости, индивидуализмаколлективизма, преемственности-новизны. Петли в вершинах 1, 4, 6-7 интерпретируются как наличие связи между входом и выходом одного и того же элемента и указывают на то, что данный смысловой элемент сам формирует методологию рассмотрения своего содержания. Можно сделать вывод, что именно данные темы выступают в роли системообразующих, то есть являются смысловым центром программы. Присвоив двухсторонней связи коэффициент 2, а односторонней-1, вычислим a - показатель связности (точнее, меру избыточности структуры по связям), [346]. a= 1,46, что означает значительное превышение уровня связности структуры по сравнению с минимально необходимым для связности графа. Также, если принять двустороннюю связь за интегративную (определяется как связь, с образованием которой появляется новое качество, новое состояние, новый феномен на процессуальном уровне, [309]) , то доля интегративных связей между элементами содержания курса окажется следующей k=0.46, что является довольно высоким показателем коэффициента объема интеграции.
Таким образом, исследование с применением теории графов подтвердило и структурно обосновало значительный интегративный потенциал курса <Философия и история образования>.
§3. Интересным приложением корреляционного и факторного анализов к изучению интегральных качеств личности является исследование ценностных отношений школьников к действительности проведенная А.С.Белкиным, Е.В.Бондаревской, Н.В. Бурдаковым и др. 1 В данном случае анализ взаимосвязей, проведенный на основании изучения 2361 школьника позволил вычленить 7 основных отношений школьника к действительности как наиболее значимых и характеризующих с достаточной достоверностью такое интегральное качество как воспитанность. Были выделены отношения к общественно политической жизни и деятельности, отношение к учению, к труду продуктам труда людей, природе, отношение к людям, самому себе как общественной ценности эстетическое отношение к действительности. Далее путем факторного анализа были отобраны информативные признаки, свидетельствующие о выраженности данного отношения. Степень выраженности стандартизированных характеристик определялась методом экспертных оценок, где в качестве экспертов выступали учителя школ. Примечательно, что авторы вместо традиционного варианта корреляционного анализа использовали многомерный статистический анализ на основе корреляционной матрицы, что позволило более глубоко осмыслить многомерную структуру личности. Корреляционная матрица показала в целом достаточно высокую связь между всеми отобранными показателями (ниже коэффициента 0.38 связи не установлено ). Однако наиболее тесная связь прослеживается между показателями нравственного отношения к действительности отношением к продуктам труда людей и природе, требовательностью к себе, отношением к общественно политической жизни и деятельности, отношением к учению, эстетическим отношением к действительности.
Факторный анализ, устанавливающий общее в различных показателях в свою очередь установил, что 61.6% разброса индивидуальных оценок по всем показателям совокупности могут быть объяснены одним интегральным фактором, что является очень высоким уровнем общности показателей для психологопедагогического исследования. Исходя из этого, авторы делают вывод, что ценностные отношения учащихся действительно образуют целостную систему описываемую интегральной характеристикой воспитанности. Факторные веса показателей ценностных отношений свидетельствуют о том, что самыми информативными являются: нравственное отношение к действительности отношение к общественно политической жизни и деятельности, отношение к учению, требовательное отношение к себе. Проведенная процедура поворота факторных осей по методу ВАРИМАКС позволил подразделить показатели к двум факторам, один из которых авторы интерпретировали как деловую направленность (40.2% объясненной дисперсией, а другой как идейно-нравственую направленность 31.8%)отнести. Статистический анализ проведенный по двум выделенным шкалам показал, что оба вида направленности деловая и идейнонравственная очень тесно взаимосвязаны (коэффициент C=0.77) и составляют единый комплекс (67.2 % оценок по двум видам направленности совпадают ), причем идейно-нравственная направленность является доминирующей. В качестве существенных выводов авторами формулируются следующие положения: 1. Личность школьника при любых обстоятельствах развивается как целостная система, компоненты которой, тесно связаны между собой. 2. Системная диагностика ценностных отношений может стать основой дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку, предельной конкретизации и, в общем, гуманизации системы воспитательной работы в школьной жизни.