Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существенную роль в этом играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия. Работа объединения ведется по программе, в основу которой положена программа государственного образца для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ и наработки Н. Егошиной, методиста филиала НТО ИРРО.
Данная программа решает следующие задачи:
· Создание условий для становления гражданских позиций личности.
· Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
· Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.
Существенную роль в реализации этой программы играет работа детского объединения по фольклору, где проходят теоретические и практические занятия.
На занятиях фольклора проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы
:
1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
Цель программы:
развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры учащихся, приобщение к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора учащихся.