Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
· Создать зону психологического комфорта.
· Развить творческие способности детей.
· Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
· Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
На занятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа
.
Знакомились с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатывали навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.
Для развития народной манеры пения
1) использовались скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»;
2) постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.
Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
2. Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.
Из своего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.
На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения я отмечаю, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного года певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования.
Результаты формирования певческих навыков и критерии их оценки представлены в таблице 1 (приложение 1). Автор С. Гладкая сб. «Музыкальное воспитание в школе № 14».
На своих уроках я использую комплекс упражнений для постановки дыхания
, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
1. «пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку.