Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
Га занятиях, посвященных устному народному творчеству,
где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором
, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность нашла свое отражение в фольклорном празднике «Пошутим – посмеемся» (приложение № 5). Знакомство детей с обрядами осеннего цикла
обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во время осеннего праздника «Жниво» (приложение № 5).
После изучения обрядов зимнего цикла
дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили» с собой во время колядования в ДДТ и за его пределами, разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Накануне Рождества» (приложение № 5). Готовясь к Масленице, дети изготовили чучело масленицы, затем сжигали его на костре (приложение № 5).
Знакомясь с обрядами летнего цикла
, мы традиционно празднуем «Троицу», увлекая этим праздником детей, посещающих летний городской лагерь при ДДТ. Ребята плели венки, украшали разноцветными ленточками дерево березку, знакомились с обрядом «кумления».
Готовясь к «Деревенским посиделкам» (приложение № 5), ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показали свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда учащиеся понимют необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). перевожу внешнюю мотивацию на внутреннюю, делаю акцент на разъяснении важности, необходимости деятельности. Распределяю функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, каждый выполняет то, что может.
К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.