Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.

Практическое овладение грамматическим строем языка слабослышащими детьми основывается на прочно усвоенных умениях и навыках. Навыки формируются постепенно в системе тренировочных упражнений на уроках формирования грамматического строя речи. Практическая направленность системы специального обучения слабослышащих детей языку требует, чтобы упражнения в максимальной степени обеспечивали автоматизацию речевых навыков учащихся. Такую автоматизацию обеспечивают уроки закрепления изученного материала, предполагающие практическую речевую деятельность учащихся в системе тренировочных упражнений.

Для определения методики работы с системой тренировочных упражнений нами были проанализированы 20 уроков формирования грамматического строя речи. Эти уроки строились на материале учебников русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. При подборе упражнений для уроков формирования грамматического строя речи учителя опирались на характеристику групп упражнений, данную Е.Е.Вишневской.

В ходе анализа уроков нами были определены характер и виды помощи, оказываемой учителем в ходе выполнения тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала.

Также мы выделили группы тренировочных упражнений, включающих в себя дополнительные задания. В таблице 17 мы приводим процентное соотношение по каждому виду заданий.

Таблица 17:

Виды заданий к группам тренировочных упражнений, используемых на уроках формирования грамматического строя речи (при выборе из 20 уроков)

Название групп

Кол-во в %

Виды

Кол-во в %

п/п

упражнений

2 кл

3 кл

заданий

2 кл

3 кл

1

Упражнения на смысловое комбинирование

7

6

Постановка вопросов к словам

50

40

     

Подчёркивание слов, отвечающих на вопросы

25

30

2

Упражнения на образование грамматической формы по

27

45

Постановка вопросов к словам

73

69

контексту

   

Подчёркивание слов, отвечающих на данные вопросы

7

12

     

Подчёркивание частей речи (глаголов, существительных).

-

6

     

Постановка вопросов к выделенным словосочетаниям.

-

6

3

Упражнения на конструирование словосочетаний

41

34

Постановка вопросов к словам

8

5

4

Упражнения на конструирование предложений

25

15

Постановка вопроса к выделенным словам

14

15

     

Подчёркивание словосочетаний по вопросной схеме

36

30

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5