Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.
В упражнениях 2 группы (на выделение изучаемой грамматической формы) и в упражнениях 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) дополнительные задания учащимся не предлагались, что обусловлено спецификой заданий, представленных в этих группах упражнений.
Учащимся 2 класса в конце 3 четверти на уроке закрепления изученного материала по теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" была предложена следующая система тренировочных упражнений.
В начале урока дети выполняли упражнение на дополнение словосочетаний по опорному слову и вопросу. Нужно было выбрать табличку с прилагательным, согласующимся с данным на доске существительным в роде и числе:
КАКОЙ ? |
+ ЧТО? |
КАКАЯ ? |
+ ЧТО? |
КАКОЕ ? |
+ ЧТО? |
мяч |
береза |
небо | |||
дом |
скамейка |
солнце | |||
куст |
лента |
дерево |
Таблички с именами прилагательными были выставлены на наборном полотне. Трое детей, выполнявших задание у доски, прикрепляли выбранные таблички под нужной схемой. Остальные дети выполняли упражнение в тетради. Более слабым учащимся были предложены карточки, в которых им было нужно дописать окончания прилагательных.
Затем учащиеся дали оценку деятельности детей, работавших у доски (устно). В ходе обсуждения дети объясняли выбор той или иной таблички с именем прилагательным.
Следующим упражнением было упражнение на дополнение таблицы по аналогии. Детям были розданы карточки с таблицей, в которой надо было дописать окончания имен прилагательных по аналогии с данным образцом:
КАКОЙ (-АЯ, -ОЕ)? | КАКИЕ? |
большой |
большие |
длинный |
длинн . |
красн . |
красные |
деревянная |
деревянные |
кругл . |
круглые |
узкая |
узк . |
широкое |
широкие |
глубокое |
глубок . |
стеклянн . |
стеклянные |