Характеристика опыта работы по использованию системы тренировочных упражнений на уроках закрепления изученного материала во 2 и 3 классах.
лезет под . . . . кровать
прячет под . . . . кресло
ЧТО ДЕЛАЕТ?+НА+КАКОЙ(-УЮ,-ОЕ)?+КУДА?
накрывает на . . . . стол
наклеивает на . . . . бумагу
смотрит на . . . . дерево
Выполняя это упражнение, учащиеся самостоятельно подбирали имена прилагательные, соответствующие пространственным отношениям, выраженным предлогами, и согласовывали их с именами существительными в роде и числе.
В следующем упражнении детям было предложено дописать окончания имен прилагательных по контексту и поставить к ним вопросы. Это упражнение выполнялось самостоятельно в тетрадях по учебнику. По окончании работы учащиеся вслух зачитывали дописанные слова и вопросы к ним.
Очередное упражнение предполагало составление учащимися 5-ти предложений на комбинированной основе (по сюжетной картине "Весна" и вопросам к ней).
На доске была вывешена большая картина и написаны вопросы к ней. Учащимся были розданы опорные карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных.
В ходе работы один ученик отвечал на вопрос, остальные дети поднимали карточку с соответствующим окончанием имени прилагательного.
ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ "ВЕСНА"
Какая наступила весна?
Какое небо изобразил художник?
На какое дерево дети вешают скворечник?
В каком ручейке мальчик пускает кораблик?
За какой бабочкой бежит щенок?
В последнем упражнении детям нужно было составить предложения из четырех-пяти слов с данными словосочетаниями: в березовой роще; молодые листочки; на зеленой траве.
Словосочетания были написаны на доске, учащиеся составляли предложения в тетрадях. Слабым учащимся были даны карточки с опорными словами: дети, гулять, на, дерево, распустились, они, весело, играть.
Учитель помогал учащимся исходя из их индивидуальных особенностей.
Анализируя работы учащихся, можно сделать вывод, что программный материал по теме урока ими усвоен.
Во 2 и 3 классах на уроках закрепления изученного материала использовались упражнения на выделение изучаемой грамматической формы (2 группа), на дописывание окончаний слов в предложении (4 группа), на конструирование словосочетаний (5 группа) и на конструирование предложений (6 группа). Такая система тренировочных упражнений позволила учителю в различных синтаксических конструкциях закрепить материал изучаемой темы, активизировать словарь детей. Учащиеся выполняли упражнения с интересом, свои ответы старались строить грамматически правильно. Нами было отмечено, что чем увереннее учащиеся были в своих знаниях и умениях, тем активнее они работали на уроках.
Однако, выполняя самостоятельные упражнения, учащиеся 2 и 3 классов нуждались в помощи или подсказках учителя. Характер и виды помощи учителя представлены нами в таблице 18.
Таблица 18:
Виды помощи учителя
Виды помощи учителя | Количество востребованной помощи (в %) | |
2 класс | 3 класс | |
Дополнительное пояснение задания |
30 |
20 |
Указание на использование таблиц |
20 |
30 |
Демонстрация действия (образца выполнения) |
20 |
10 |
Указание на правильность/неправильность выполнения задания |
30 |
40 |