Особенности работы над голосом у слабослышащих дошкольников.
Особое внимание в работе над высотой голоса следует уделить ребенку с тяжелым нарушением (Нелли Н. – голос переходит на фальцет). Поскольку девочка может говорить голосом нормальной высоты, то главной задачей, на наш взгляд, является формирование у нее навыков самоконтроля над голосом. Мы заметили, что при соответствующей установке, самоконтроле (рука на груди) и контроле учителя ребенок не переходит на фальцет. В упражнениях нужно тренировать ребенка в длительном их произнесении гласных голосом нормальной высоты, используя тактильно-вибрационный контроль.
Отмеченный у 25% детей (у Вари Д. и Аиды Б.) слишком высокий голос, можно попытаться понизить с помощью следующего приема: предложить тянуть гласные, одновременно опуская подбородок к груди (руки и плечи при этом остаются расслабленными).
На наш взгляд, работу по формированию навыка пользования голосом, модулированным по высоте на данный момент, можно проводить с детьми, имеющими нормальную высоту голоса (Илья Б., Руслан Н., Никита Т.). У остальных детей сначала необходимо сформировать устойчивый навык пользования голосом нормальной высоты, и лишь затем приступать к упражнениям на изменение высоты голоса.
Данные проведенного исследования указывают, что 50% детей контрольной группы имеют нарушения силы голоса (Яна П., Петя И., Варя Д., Аида Б.).
У одного ребенка (Яна П.) голос крикливый. Девочка имеет значительные остатки слуха (II ст. т/у) и способна различать тихий и громкий голос. При соответствующей установке она может говорить голосом нормальной громкости, на быстро теряет контроль. Поэтому необходимо, чтобы учитель постоянно напоминал ей: “Не кричи!”, “Послушай, как говорю я, и как говоришь ты”. Важно сформировать у ребенка навык самоконтроля; требовать речи нормальной громкости на занятиях и в свободной деятельности.
У 38% детей группы – слабый голос (Петя И., Аида Б., Варя Д.). Причем, у двоих из них (у Пети И., Вари Д.) это нарушение, по нашему мнению, обусловлено указанными тяжелыми нарушениями тембра и речевого дыхания. Мы считаем, что на данном этапе работы от Пети нельзя требовать громкого голоса (т. к. это усиливает напряжение мышц гортани). Вполне вероятно, что постепенно с улучшением тембра, увеличится сила его голоса. Что касается второго ребенка (Вари Д.), то с ней уже сейчас можно проводить упражнения по увеличению силы голоса. Поскольку остатки слуха у ребенка малы (IV ст. т/у), необходимо опираться на тактильно-вибрационный контроль (рука на груди). Можно использовать протяжное произнесение гласных, соноров. Сначала сопряженно, затем отраженно и самостоятельно. Мы заметили, что ребенок говорит громче, если звук сопровождается движениями фонетической ритмики. Поэтому считаем целесообразным использование этого приема на первоначальном этапе работы. Получив звук нормальной силы, необходимо закреплять его в словах и фразах не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности ребенка.
Таким образом, мы рассмотрели методику коррекционный работы над голосом с детьми данной группы. Теперь остановимся на некоторых моментах работы по развитию навыков пользования голосом, модулированным по силе и высоте.
Результаты исследования дают возможность судить о том, что в этом направлении проводится недостаточная работа. Даже те дети, которые могут изменять голос по силе и высоте (Никита Т., Илья Б., Яна П.), не используют свои умения в речи (отсутствует словесное ударение, интонации монотонны). Дети могут произнести звук голосом различным по силе и высоте, но затрудняются в подобном произнесении слов. Из этого можно сделать вывод, что эти навыки не закреплены в слове и фразе. Кроме того, дети передают голосом лишь грубые различия звучания: тихо – громко; высоко – низко. Плавная смена звучаний и три уровня различий (включая средний) доступны только двоим детям из группы (Никита Т. и Илья Б.).
Таким образом, определяется важность более глубокой и систематической работы по развитию модуляций голоса (по силе, высоте).
Для развития силы голоса можно использовать следующие упражнения:
— произнесение изолированных звуков, слогов тихим и громким голосом:
А _ а ; па – ПА;
— произнесение слов тихим и громким голосом:
тётя – ТЁТЯ;
— произнесение звуков и слогов с постепенным увеличением силы голоса:
А – А – А – А; ПА – ПА – ПА – ПА;
— произнесение изолированных звуков и слогов с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
у – у – у – у – у; ТА – ТА – ТА – ТА – ТА;
— счет от 1 до 5 с постепенным изменением силы голоса:
1 2 3 4 5.
На изменение высоты голоса можно предложить детям следующие упражнения:
— произнесение звуков, слогов высоким и низким голосом:
АА; папа (низкий голосвысокий голос);
— произнесение звуков, слогов высоким, средним и низким голосом;