Моделирование кружковых занятий, обеспечивающих воспитание и развитие самостоя-тельности учащихся.
Тема урока:
Решение задач на применение теории сравнений.
ОЦ:
Обеспечить обобщение знаний по теме “Теория сравнений целых чисел” на 1,2 уу.
ВЦ:
Воспитывать самостоятельность учащихся
РЦ:
Посредством материала темы развивать мышление учащихся.
Содержание урока.
I
.
Постановка целей и сообщение темы урока.
1.1. Как было решено на прошлом занятии, сегодня мы с вами будем решать задачи на применение теории сравнений. Давайте сформулируем цели данного занятия и составим его план .
Ответ учеников:
Цель занятия : Научиться применять теорию сравнений к решению различных математических задач, при этом быть активными, целеустремленными, воспитывать в себе самостоятельность.
План занятия : 1) Актуализировать необходимую теорию.
2) Решить несколько задач, при этом составить алгоритмы решения каждой из них и обобщить эти алгоритмы на целый класс подобных задач.
3) Подвести итог занятия, проанализировать достижение или недостижение поставленных целей.
1.2. Давайте выясним, какие знания нам необходимо актуализировать для того , чтобы переходить к непосредственному решению задач?
Ответ учеников:
1) Определение сравнения двух чисел по данному модулю
2) Основные свойства сравнения
3) Области применения теории сравнений целых чисел
II
.
Ход урока.
Ученики, ответственные за данный урок предлагают классу различные задачи, решаемые посредством теории сравнений. Учащиеся самостоятельно проводят анализ условия задачи, предлагают способы ее решения, выбирают из предложенных наиболее рациональный , делают выводы, составляют алгоритмы решения задач данного типа.
Роль учителя на данном этапе урока состоит в руководстве ходом урока, направлении мыслей учащихся в нужном направлении.
III
.
Анализ результатов.
Учащиеся самостоятельно анализируют результаты урока, делают выводы по развитию своей самостоятельности, планируют свою деятельность на следующем занятии(выбирают тему и форму проведения урока).
***
На каждом из описанных моделей уроков ученики учатся производить свободный осознанный выбор, за который в дальнейшем им прийдется в той или иной степени нести ответственность, учатся планировать и анализировать свою деятельность . Учитель во всех этих случаях является организатором , наставником и помошником учеников.
2.3. Организация взаимодействия учителя и учащихся на субъектно – субъектных отношениях, обеспечивающих воспитание самостоятельности учащихся.
В 7”А” классе средней школы № 63 г.Хабаровска были проведены занятия по разработанным моделям уроков, представленным в пункте 2.2. данной работы.
В ходе данного эксперимента учащимся была предоставлена возможность проявить свои творческие способности, показать уровень математических знаний , а также применить имеющиеся знания в нестандартных ситуациях на занятиях математического кружка.
В результате проведения данного эксперимента у учащихся были развиты следующие способности и качества:
1. Умение самостоятельно ставить цель , планировать свою деятельность по ее достижению и анализировать полученные результаты.
2. Способность свободно и осознанно делать выбор.
3. Умение работать над данной проблемой , используя различный дидактический материал , а также собственные мыслительные способности.
4. Способность нести ответственность за принятые решения и предвидеть возможные результаты.