Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
Работа шла целенаправленно, систематически и комплексно. Некоторые игры повторялись 3 – 4 раза, что способствовало лучшему закреплению словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения.
Применение различных видов дидактических игр помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, сохранить и даже повысить уровень познавательной активности детей.
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения. |
Для выявления динамики развития суффиксального способа словообразования был проведен контрольный эксперимент в марте 2003 года.
Он включал в себя следующие задания:
1. образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
2. образование относительных прилагательных от существительных;
3. образование глаголов от звукоподражательный слов.
Как и в констатирующем эксперименте, так и в контрольном эксперименте мы использовали методику исследования, предложенную З. А. Репиной.
Задание 1.
Цель:
выявить глубину овладения ребенком образовывать уменьшительно-ласкательных формы существительных с помощью суффиксов.
1 серия: -чик, -ик.
Материал:
10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов.
Методика:
Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, предлагается рассмотреть каждую в отдельности, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на карточках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»
2 серия:–ок.
Материалы:
10 парных картинок с изображением животных и их детенышей.
Методика:
Перед ребенком выкладываются парные картинки, изображены животные и их детеныши и дается задание: «Скажи, кто нарисован на картинках? Как ты скажешь про большого животного и про его детеныша?»
3 серия: –чк, -ек.
Материал:
10 парных картинок с изображением больших и маленьких предметов
Методика:
Перед ребенком выкладываются парные картинки с изображением больших и маленьких предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинках? Как ты скажешь про большие предметы и как про меленькие?»
Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
Полученные результаты выявили существенное повышение уровня сформированности словообразования с помощью суффиксов –чик, -ик, -чк, ек, -ок у детей экспериментальной группы. Все дети работали с желанием и интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые дети не допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной работы.
Задание 2.
Цель:
выявить глубину овладения ребенком образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
1 серия: –ан, -ян.
Материалы:
10 картинок с изображением предметов и вещей.
Методика:
перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?»
2 серия: –ов.
Материал:
10 картинок с изображением вещей и предметов.
Методика:
перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?»
Все ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
По результатам второго задания, было видно, что уровень знаний детей значительно повысился. Дети старались достичь высокого результата, работали с желанием и интересом. Ошибок практически не было.
Задание 3.
Цель:
выявить глубину овладения ребенком образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы:
игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кашка.
Методика:
перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи «Кря-кря-кря!», кто это? (уточка) Что она делает? (крякает)»