Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

Методика:

перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

Ответы детей оцениваются по 10 балльной системе: верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов.

2 серия: суффиксы –ов.

Материал:

10 картинок с изображением предметов (из резины: сапоги, игрушки, мяч; из меха: шуба, шапка; из пуха: подушка, одеяло, перина).

Методика:

перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, из чего сделана собачка? (из резины) Значит какая она? (резиновая)».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 10 баллов.

Задание у детей вызвало большие трудности. Было допущено много ошибок. Дети практически не умеют образовывать прилагательные от существительных, в речи не используют суффиксы –ан, -ян.

Задание 3

Цель:

Образование глаголов от звокоподрожательных слов.

Материал:

игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кошка.

Методика:

перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи, кря-кря – кря! Кто это? (уточка) А что она делает? (крякает)».

Верные ответы – 1 балл.

Неверные – 0 баллов.

Высшая оценка 5 баллов.

Проанализировав ответы детей, пришли к мнению, что детям сложно словообразовывать глаголы от звукоподражательных слов. Первое слово дети образовывали с помощью, в ответах детей было допущено много ошибок, некоторые дети с этим заданием не справились, не назвав ни одного правильного ответа. Это свидетельствует о низком уровне словообразовательных умений.

Результаты выполненных заданий фиксировались и анализировались. После выполнения всех 6 заданий, на выявление уровня словообразовательных умений, была подсчитана их суммарная оценка. Высшая оценка 35 – 55 баллов – соответствует высокому уровню, 21 – 34 баллов – средний уровень, 20 баллов и ниже низкий уровень. (приложение 3).

Исходя из итогов проведенного эксперимента, сделали выводы, что уровень начальных словообразовательных умений достаточно различен.

В речи есть суффиксы:

-чик: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

-ик: Никита Б., Дима З., Андрей Т., Женя М., Миша Г., Саша А.;

-чк: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н.;

-ек: Андрей Т., Егор Н., Саша А., Никита Б.;

-ок: Никита Б., Миша Г., Женя М., Андрей Т., Егор Н. , Дима З.;

-ан: Саша А., Никита Б., Миша Г., Дима З., Андрей Т., Егор Н., Лиля А.;

-ян: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Надя Т.;

-ов: Никита Б., Миша Г., Андрей Т., Егор Н., Женя М., Надя Т.;

Речевое развитие ребенка во многом зависит от среды, в которой он находится. Бесспорным является положение о том, что одной из причин грамматических ошибок детей является грамматически неверная речь взрослых. С целью выявления уровня речевого развития педагогов и родителей было использовано анкетирование по различным методикам (приложение 1 и 2).

Проанализировав результаты анкетирования, выяснили, что знания детей неразрывно связаны с образованностью родителей, что видно из ответов. Основной вывод сделанный ними при анализе анкет, сводится к тому, что чем шире круг общения ребенка, чем чаще контакт со взрослыми, чем чаще походы в парк, цирк, театр, тем легче он выполняет задания, говорит он раскованнее, у него шире активный словарь. В целом получается, что от родителей зависит умственное, речевое развитие ребенка, его кругозор и интересы. Выявленный же нами уровень знания родителями основ родного языка и основ словообразования в частности достаточно высок у всех родителей, что мы выяснили из бесед с ними.

Оценки педагогов также показательны. Все ответы грамотны, содержательные, что говорит о высоком уровне грамматики и способов словообразования в частности.

Для выявления уровня словообразовательных умений детей с интеллектуальной недостаточностью первого года обучения определены следующие критерии оценок:

1. уровень (высокий) – ответы безошибочные или одна ошибка, могут быть неточности, ребенок работает с желанием и интересом.

2. уровень (средний) – допускается 3 – 5 ошибок, есть неточности при ответе, ребенок работает с желанием, заинтересован, но не всегда уверен в правильности своего ответа.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18