Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
Материал:
вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
С заданием дети справились в соответствии с возможностями. Дети с высоким уровнем с легкостью справились с заданием, но большие трудности вызвали у детей с низким уровнем, они допускали очень много ошибок. Интерес к игре достаточно высок, все дети с желанием и охотой играли.
Задание 5.
Была предложена дидактическая игра: «Что из чего, какое?».
Цель:
учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы:
картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Ход работы:
Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
Если ребенок затрудняется при ответе, при выборе правильно использовать суффикс, то педагог. Проделанная ними такого рода работа позволила достичь цели игры. Дети значительно реже допускали ошибки, что о предыдущей игре не скажешь.
Задание 6.
Дидактическая игра «Угадай-ка».
Цель:
учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал:
карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ход работы:
Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
Задание показало эффективность предыдущих игр в названии детенышей животных в единственном числе, но во множественном числе дети испытывали трудности, сомневались в правильности своего ответа, делали много ошибок (тигренки, котенки, утенки, щененки, поросенки и т. д.)
Задание 7.
Детям была предложена дидактическая игра: «День рожденья Пуха».
Цель:
учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал:
игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
Ход работы:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
Проанализировав ответы детей, пришли к выводу, что дети ориентируются в суффиксах, работают с интересом и желанием. Все это свидетельствует о верном наборе обучающего материала. Мы заметили, что с умением использовать тот или иной суффикс при словообразование нарастает частота его использования в речи. В ходе формирующего эксперимента было проведено 20 игр. Из них 13 проведены экспериментатором и описаны в данной работе. Остальные 7 проведены воспитателем и дефектологом по предложенной нами методике. Игры проводились с детьми всей группы, но большое внимание уделялось детям, входивших в экспериментальную группу, особенно тем, которые отсутствовали при проведении игры экспериментатором.
Под влиянием дидактической игры умственно отсталых дети приобретают не только знания и умения, у них развивается способность чувствовать правильность той или иной формы.
Сравнения полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента доказывает положительную обучающую роль дидактических игры, ее эффективность.