Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

3. уровень (низкий) – более 6 ошибок, есть неточности, ребенок работает без интереса, долго думает, ответы неуверенные.

Согласно критериям констатирующего эксперимента:

К высокому уровню отнеслось 20%

К среднему уровню отнеслось 50%

К низкому уровню отнеслось 30%

В речи детей употребляется мало суффиксов, что не соответствует требованиям. Причиной тому является несовершенство словообразовательной работы с детьми родителей и воспитателей. С такими результатами и выводами переходим к формирующему эксперименту.

 

2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр.  

Формирующий эксперимент проводился в повседневной игровой деятельности детей. Работа проводилась в естественных для детей условиях методом обучающего эксперимента. Он состоял из индивидуальных занятий и занятий с группой. Занятия проводились в форме дидактических игр.

Были поставлены задачи:

1. Определить эффективность использования дидактической игры при работе над усвоением способов словообразования существительных и прилагательных.

2. Подобрать серию дидактических игр для целенаправленной планомерной работы над усвоением детьми с нарушениями интеллекта способов словообразования существительных и прилагательных.

Задание 1.

Работа по совершенствованию словообразовательных умений детей началась с дидактической игры «Чей голос».

Цель:

учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Материалы:

игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.

Ход работы:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок)). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

Проанализировав результаты, пришли к выводу о правильности выбора данной дидактической игры как средства формирования словообразования у детей экспериментальной группы. Об этом свидетельствуют ошибки и наибольшие затруднения детей в процессе игры, что говорит о не совершенстве умений в использовании суффиксального способа словообразования.

Задание 2.

Далее была предложена игра «Большое и маленькое».

Цель:

учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал:

парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Ход работы:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны были правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.

Не все дети экспериментальной группы использовали правильно суффиксы в названии маленьких предметов, допускали много ошибок, путая суффикс –чик, -ик (ковер – ковричик, шарф - шарфичик).

Задание 3.

Дидактическая игра «Назови меня ласково».

Цель:

учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы:

игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход работы:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

Игра вызвала интерес и желание играть в неё. Все дети справились с этим заданием, но дети сильной группы использовали больше уменьшительно-ласкательных слов, используя даже свое словотворчество.

Задание 4.

Детям была предложена игра: «Магазин одежды».

Цель:

учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19