Анализ исследования деятельности учителей.
Итоги по этому вопросу приводим на диаграмме:
Диаграмма 6.2. Трудности, встречаемые при работе с родителями.
41%
15%
11%
7%
7%
7%
6%
6%
Последний вопрос анкеты для учителей соответствует теме научной работы:
Ø В чем заключаются особенности работы с родителями в 1 – 2 классах?
Здесь учителя делятся своим педагогическим опытом, высказывают свою точку зрения. Поэтому получили различные ответы, трудно обобщаемые. Общие данные приведены в таблице № 7.
Таблица № 7 Особенности работы учителя с родителями в 1-2-ом классах.
Формулировка вопроса |
Варианты ответов |
Количество ответивших по городам |
Всего | ||||
Клайпеда Шяуляй |
Лида | ||||||
13. В чем заключа -ются особенности работы с родителями в 1-2 классах |
1. Информация о детях и их родителях 2. Установление контакта 3. Тесное сотрудничество 4. Частые встречи 5. Посещение на дому 6. Помощь в адаптации 7. Информация о школе и ее требованиях 8. Завоевание авторитета 9. Сплочение коллектива 10. Высокая активность родителей в 1–2 классах 11. Родители не интере –суются детьми 12. Другие особенности 13. Особенности не указаны |
3 4 8 5 2 2 2 6 3 3 |
3 5 1 3 4 2 3 5 3 |
3 7 13 6 2 5 6 2 3 6 3 8 3 | |||
Большинство опрошенных в Литве учителей основной особенность работы с родителями в 1 – 2-ом классах указали тесное сотрудничество между учителем и родителями (8 ответов), учителя пишут, что в этих классах родители еще очень активны (6 ответов), что облегчает работу учителя. В этих классах необходимы частые встречи отмечают пятеро из опрошенных, большую роль играет установление тесных, дружеских контактов (4 ответа), от первого контакта зависят дальнейшие взаимоотношения и сотрудничество. Трое из опрашиваемых указывают, что получают информацию о детях и их семье, которая очень важна при обучении и воспитании детей. По два учителя называют обязательным: посещение детей на дому (хотя это употребляется во всех классах), что дает почву для лучшего познания микросферы ребенка; помощь в адаптации детей в школе, которую родители и учитель оказывают совместно; а также учитель обязан сообщить родителям информацию о школе, ее требованиях, высказать свое мнение о успехах в учебе и о поведении ребенка, одна ни в коем случае не запугивать родителей. Кроме этого учитель должен прислушиваться к мнению, замечаниям и пожеланиям родителей. К сожалению, трое из опрашиваемы указали, что даже в 1 – 2 – ом классах родители неактивны и не интересуются своими детьми.
Учителя опрашиваемые в городе Лида также как и литовские учителя основной особенность работы с родителями в 1 – 2 – ом классах называют тесное сотрудничество с родителями ( 5 ответов), и подача информации родителям о школе и её требованиях, «родители с большим вниманием и интересом воспринимают всю информацию по вопросам успеваемости и воспитания». По три учителя указывают, что следует помощь в адаптации ребенка к школе, большую роль играет установление тесных контактов и сплочение родительского коллектива (литовские учителя такого аспекта работы с родителя не указывают). Особенностью ответов из Белоруссии является ответ о завоевании авторитета у родителей (2 ответа), чего не указывают наши учителя. Однако меньшее внимание уделяют белорусские учителя частым встречам с родителями (лишь 1 ответ). Кроме этого учителя пишут о том, что следует информировать родителей о возрастных особенностях их детей, учитывать возраст самих родителей и подготовить их к новым воспитательным задачам. Одна из учителей пишет: «Класс – это семья, дети и родители одного класса – это «родственники», так должно быть, то есть они должны себя так ощущать».