Система и методика проведения интегрированных занятий.
В дальнейшем нашем исследовании мы использовали русскую народную сказку "Колобок" (настольный, картонажный театр). Хотя это не предусмотрено Программой обучения и воспитания в старшей группе, рисование по этой сказке совпал с выступлением перед младшими дошкольниками ясли-сада. Дети раскрашивали силуэты персонажей, активно включались в создание декораций. Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, организовали наблюдения детей за природой, познакомили их с тем, как передают картины природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной живописи. Все это вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик.
При постановке спектакля "Колобок" требовалась большая работа по подготовке детей к выразительной передаче образов сказки, а затем их образному решению в рисунках. Велась работа над выразительностью речи, движений персонажей (быстро и легко) скачет зайчик, тяжело переваливается с ноги на ногу медведь и т.п.)
Детские рисунки по спектакли "Колобок" отличаются высоким уровнем композиционного построения (62,5%) (см. приложение 7). Дети все используют воздушную перспективу, яркость положительных героев, ритм, расположение композиции по всему листу.
Мы отмечаем недостаточное овладение таким выразительным средством, как цвет и определенное изображение отрицательных героев (20%). Самый высокий уровень проявился в рисунке Саши В. Свою работу он дополнил интересным, на наш взгляд, изображением: зайчик, запряженный в сани, а на санях сидит ёжик с грибами на спине. Колобок дополнен шляпой. Одежда Лисы в рисунке Саши красиво украшена узором, на шее бусы, а на голове приколото украшение, т.е. персонажи очеловечены.
Дети дали своим работам следующие названия: "Встреча колобка с лисой" (Саша В.), "Колобок, колобок! Я тебя съем!" (Сеня Н.), "Подожди, лиса, я тебе песенку спою" (Лиза Н.), "Колобок встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка встретил волка" (Айтал С.), "Бабушка положила на стол колобка" (Таня Н.).
В основном тема рисунков-встреча колобка с волком. Это возможно объяснятся с тем, что игры и детей, которые исполняли роль зайца и медведя были маловыразительными – тихий голос, ошибки ведения персонажа, в частности, медведя. Медведь несколько раз падал из-за неустойчивой поддержки кукольников.
На изображение детей повлиял показ иллюстраций к этой сказке художника Е. Рачева. Так, дети на всех персонажей-животных рисуют одежду, что является характерной особенностью изображений данного художника
Учитывая, что созданное изображение анализируется и вновь может дополняться, развиваться, вызывать новые образы, ассоциации, мы выделяем, что формирование замысла, его обогащение и уточнение происходит в процессе создания изображения. Так, дети дополняли колобка кудрявой шевелюрой или придавали ему облик девочки, пририсовывая яркий бантик.
Нам следует отметить, что на каждом занятии формировались умения и навыков композиционного построения сюжетных рисунков. Направляли детей на поиски и внесение в изображение дополнений. При этом использовали поощрение, привлечение внимания детей к находкам сверстников.
Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно. Например: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нём. На этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт.