Вопросы структурирования урока, его типологии, планирования системы уроков
Наиболее существенной общей чертой опыта передовых учителей являлось использование разработанного в теории урока положения о необходимости установления тесной взаимосвязи не только между отдельными частями урока, но и между отдельными уроками по определенной теме, стремление к тому, чтобы их уроки представляли стройную систему занятий по теме и по всему курсу [309, 11; 334, 26; 209, 30; 216, 58; 231, 71].
Различные аспекты планирования системы уроков по учебной теме стали предметом специального исследования педагогов-практиков. Так, Г.И. Горская разрабатывала проблему перспективного планирования уроков по учебной теме, разделу программы и целому курсу обучения русскому языку, В.Н. Провоторова – систему межпредметных связей в системе уроков. Учительница русского языка А.Н. Глотова, истории – А.М. Бокачева, химии – И.А. Тачина работали над проблемой создания систем самостоятельных работ по ученым темам в различных классах [80, 31].
Г.И. Горская пришла к выводу о том, что сама работа учителя должна представлять собой определенную систему: "перспективное планирование урока по учебной теме, затем методическая разработка уроков по данной теме, а потом уже детальное планирование урока" [34, 45].
Исходя из главного признака системы уроков, выделенного М.А. Даниловым,– внутренней логической связи, благодаря которой каждый урок занимает свое место и наилучшим образом обеспечивает усвоение данного материала учащимися и развитие их познавательных сил, Г.И. Горская видела сущность системы в том, что она помогает определить место каждого урока в их общей цепи, методы осуществления образовательно-воспитательных целей, способствует разворачиванию темы в строго логическом плане, продуманному отбору видов самостоятельной работы, обеспечивает многообразие методических приемов [33, 165; 166, 150]. Она указывала, что при перспективном планировании учитель видит в каждом уроке не изолированный отрезок учебного времени, а звено в системе уроков, осознает взаимосвязь между уроками, оказывается в состоянии лучше учесть индивидуальные психологические особенности учащихся и лучше оснастить урок дидактическим материалом, техническими средствами, т.е. провести его на более высоком уровне [33, 183].
Касаясь вопроса о содержании и форме перспективного плана, отмечалась возможность их разнообразия, подчеркивалось, чтобы это был не формальный документ, чтобы он действительно служил интересам дела [там же]. Идея вариативности перспективного планирования системы уроков являлась в исследовании Г.И. Горской определяющей. Отмечая влияние перспективного планирования на эффективность учебного процесса, Г.И. Горская подчеркивала, что продумывание уроков по теме как со стороны их методов проведения, так и со стороны структуры урока дает возможность создавать оптимальные условия для проявления активности учащихся [33, 175]. Тем самым передовая практика развивала положение М.А. Данилова о логике учебного процесса и ее вариативности.
В передовом движении липецких, казанских и ростовских учителей появилась тенденция установления связи обучения с жизнью на межпредметной основе в системе уроков. Например, у липецких учителей это происходило следующим образом. Учитель анатомии и физиологии Р.К. Лемехова при изучении темы "Обмен веществ и нормы питания" проводила связь с физикой, химией, математикой, привлекая знания учащихся о законах сохранения веществ и энергии, о формуле теплотворной способности топлива, предлагала решение задачи на определение калорийности продуктов и определение норм питания рабочего металлургического завода [24, 38-39]. В.Н. Провоторова на лабораторной работе по определению крутизны лестницы и падения ската готовила учащихся к практической работе по географии по определению падения воды в реке. По договоренности с учителем географии одновременно изучался масштаб, а изучение темы "Измерение длины" почти одновременно проходило по трем дисциплинам: математике, физике и труду [242, 180-181, 183]. Г.И. Горская планировала установление межпредметных связей на основе краеведческого материала в системе уроков по учебной теме. Так, по теме "Имя числительное" в перспективном плане намечалась комплексная экскурсия: русский язык, тема "Имя числительное", биология - "Лес, жизнь растений", география - "Пригородные зоны". После экскурсии учащиеся писали сочинения на одну из тем: "Урок биологии в лесу", "Урок географии в лесу" [34, 50].