Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Логика курса разрабатывалась с учетом необходимости его технологизации и построена на дедуктивной основе - наиболее общих вопросов к более частным. Первые три раздела раскрывают теоретико-методологические основы курса. В них представлены сведения из педагогической методологии (генезис педагогики, ее предмет, понятийный аппарат, структура, методы); из общей психологии; из теории организации и построения педагогического процесса. В этом же разделе рассматриваются психолого-педагогические характеристики обучения и воспитания. Значительный упор при этом делается на гармонизацию педагогических и психологических оценок. С одной стороны, предусматривается раскрытие содержания основных направлений воспитания, например, с другой - программа ориентирует на достаточно углубленное раскрытие психологических особенностей воспитания в рамках этих направлений.
Раздел четвертый посвящен характеристике личности и деятельности воспитанника и педагога. Разделы пятый и шестой строятся в соответствии с основными видами инженернопедагогической деятельности - образовательно-развивающим, воспитательно-развивающим, организаторским диагностическим и гностическим. Последний, девятый, раздел общую картину движения педагогической мысли от времени ее зарождения до настоящего времени.
Глубоко интегративный характер курса способствовал формированию у учащихся интегрального образа инженернопедагогической деятельности как совокупности педагогических и психологический, психолого-педагогических и производственнотехнических знаний и способов действий.
Наряду с этим изучение данного курса способствовало выработке гуманитарного мышления, понимания важности и необходимости знания для профессионала любого профиля как общегуманитарных знаний в целом, так и психолого- педагогических знаний в частности. Об этом свидетельствуют данные тестирования анкетирования учащихся, окончивших инженерно-педагогическую группу.
Из двадцати трех респондентов на вопрос "Как Вы считаете, нужны ли молодому рабочему знания по психологии и педагогике?" двадцать ответило "Да, нужны", три - "Скорее да, чем нет". Учащиеся не только осознают важность психолого-педагогических знаний для будущего рабочего, но и достаточно хорошо ориентируются в вопросе "Для чего нужны психолого-педагогические знания?". Вот некоторые ответы: "Для достижения более широких перспективных целей", "Для успешного выполнения своих семейных обязанностей", "Для успешного осуществления своей профессиональной деятельности" и т.д.
Сформированность гуманитарного мышления подтверждается ответами на вопрос "Какие умения и знания, на Ваш взгляд, в большей степени способствуют успешному осуществлению Вашей будущей профессиональной деятельности?". Из 23 человек 17 ответило "Умение учиться (самообразовываться)" и "Умение владеть собой".
С ответами учащихся коорелируют ответы их педагогов. Из 15 опрошенных на вопрос "Считаете ли Вы гуманизацию учебного процесса первоочередной проблемой профессионального образования" 14 ответило - "Да!". На вопрос же "Что, по вашему мнению, дало учащимся изучение курса "Основы психолого-педагогических знаний?" те же 14 ответили "Помогло лучше узнать себя и свои возможности".
Опытно-экспериментальные данные свидетельствуют о высокой эффективности деятельности педагогических классов: они опережают все другие образовательные ступени по таким показателям, как успеваемость, разрядность, процент поступивших в высшие учебные заведения. Так, из 23 выпускников педкласса 1993-94 года обучения 15 были зачислены по результатам собесодования в Уральский государственный профессионально-педагогический университет. Лонгитюдиальные наблюдения показывают, что выпускники инженернопедагогических классов быстрей и эффективней адаптируются к условиям вузовской жизни, к темпам учебно-познавательной деятельности студента. В итоге они имеют более высокую степень дисциплинарной подготовленности. Прежде всего это касается психолого-педагогической составляющей инженерно-педагогического образования, подтверждается, в частности, данными результатов государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, согласно которым уровень повышенных оценок, полученных бывшими выпускниками инженерно-педагогических групп превышает средний уровень таких оценок в целом. В результате опытноэкспериментальной проверки положений концепции создание педагогических классов в системе начального профессионального образования в Уральском профессионально-педагогическом университете был выявлен ряд положительных следствий ее использования: ориентация учащихся профессиональных училищ на педагогическую деятельность, повышение мотивационной основы получения высшего профессионально-педагогического образования, повышение его качества, сокращение сроков обучения, повышение закрепляемости выпускников университета в учреждениях начального профессионального образования, повышения квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных училищ.