Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Из данных таблицы мы видим, что общее количество тренировочных упражнений, используемых при закреплении материала основных тем, в учебнике для 3 классе больше, чем в учебнике для 2 класса. Наиболее распространенными группами тренировочных упражнений, как в учебнике для 2 класса, так и в учебнике для 3 класса, являются упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (4 группа) и "на конструирование предложений" (6 группа). Количество упражнений других групп колеблется в зависимости от года обучения. Эти данные представлены в сводной таблице №16.
Таблица 16
: Распределение групп тренировочных упражнений по годам обучения
№ | Тема | 2 класс | 3 класс | ||
п/п | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 |
Упражнения на смысловое комбинирование |
40 |
15 |
24 |
6,5 |
2 |
Упражнения на выделение изученных грамматических форм |
32 |
12 |
98 |
26,5 |
3 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии |
24 |
9 |
30 |
8,1 |
4 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту |
48 |
18 |
114 |
30,8 |
5 |
Упражнения на конструирование словосочетаний |
45 |
17 |
24 |
6,5 |
6 |
Упражнения на конструирование предложений |
78 |
29 |
80 |
21,6 |
ИТОГО: |
267 |
100% |
370 |
100% |
Как можно видеть из данных таблицы, в учебниках для 2 и 3 классов преобладают упражнения 4 группы (18% и 30,8%) и 6 группы (29% и 21,6%). В 3 классе на втором месте по частоте использования стоят упражнения 2 группы (26,5%). Увеличение количества упражнений на выделение изучаемой грамматической формы связано с завершением в 3 классе 1 этапа формирования грамматического строя речи: данные упражнения позволяют закрепить у слабослышащих учащихся умение определять различные грамматические категории и формы, что на 2 этапе облегчит детям усвоение грамматических обобщений.
Проанализировав предлагаемые в учебниках русского языка группы тренировочных упражнений, используемых на уроках закрепления изученного материала, рассмотрим опыт работы учителя по применению данной системы на уроках закрепления изученного материала по теме "Понятие и признаках предметов и их обозначение в языке" во 2 и 3 классах 2 отделения школы слабослышащих.