Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
колют (чем?) . . . ."
Затем учащимся предлагаются такие же упражнения с существительными женского и среднего рода. Таким образом учащиеся усваивают законы словосочетаемости глаголов с родовыми категориями имен существительных множественного числа в винительном и творительном падежах.
Упражнения 6 группы (на конструирование предложений) предлагаются для практической работы со всеми изучаемыми грамматическими понятиями и составляют 22% от всего количества тренировочных упражнений. Как и в учебнике русского языка для 2 класса, в анализируемом учебнике используется несколько подгрупп данных упражнений.
Упражнения первой подгруппы представляют собой конструирование предложений на комбинированной основе (по картинкам и вопросам к ним). Данная подгруппа упражнений представлена в нескольких основных темах, но в небольшом количестве.
Самыми распространенными являются упражнения на конструирование предложений только на словесной основе, составляющие вторую подгруппу, например:
"Составь и напиши предложения со словосочетаниями бежит по дороге, подошел к сосне"(с данными словосочетаниями);
"Составь и напиши предложения с предлогами по, кпо схемам: кто? что делает? куда?, кто? что делает? где?
"(по вопросной схеме);
"Составь и напиши два предложения со словами перешли, мы, по через, бревну, ручей; старушке, пионер, улицу, помог, через, перейти
"(по деформированному тексту);
и т.д.
Благодаря упражнениям 6 группы на уроке происходит практическое закрепление навыка конструирования предложений, у учащихся формируется умение грамматически правильно строить предложения.
В таблице 14 мы приводим количественное распределение тренировочных упражнений по группам.
Таблица 14
: Количественное соотношение групп тренировочных упражнений
№ | Группа | Всего упражнений | |
группы | упражнений | Количество | % |
1 |
Упражнения на смысловое комбинирование |
24 |
6,5% |
2 |
Упражнения на выделение изученных грамматических форм |
98 |
26,5% |
3 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии |
30 |
8,1% |
4 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту |
114 |
30,8% |
5 |
Упражнения на конструирование словосочетаний |
24 |
6,5% |
6 |
Упражнения на конструирование предложений |
80 |
21,65 |
ВСЕГО: |
370 |
100% |
Рассмотрев предлагаемые в учебниках русского языка для 2 и 3 классов разные группы тренировочных упражнений, можно сделать следующие выводы:
- все тренировочные упражнения расположены в виде системы упражнений, характерной для конкретной изучаемой темы и могут использоваться учителем на уроках закрепления изученного материала;
- самыми насыщенными темами в обоих классах являются темы "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие о способах выражения пространственных отношений".
Эти данные мы приводим в сравнительной таблице 15.
Таблица 15
: Распределение тренировочных упражнений по основным темам в учебниках для 2 и 3 классов
№ | Тема | 2 класс | 3 класс | ||
п/п | Кол-во | % | Кол-во | % | |
1 |
Понятие о выражении временных отношений |
66 |
25,5% |
83 |
22,8% |
2 |
Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке |
65 |
24,3% |
38 |
10,4% |
3 |
Понятие о способах выражения пространственных отношений |
51 |
19,1% |
88 |
13,8% |
4 |
Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражения в языке |
21 |
7,9% |
- |
- |
5 |
Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо |
20 |
7,5% |
- |
- |
6 |
Понятие о признаках действий и их обозначение в языке |
17 |
6,4% |
- |
- |
7 |
Грамматическое понятие о лице |
15 |
5,6% |
- |
- |
8 |
Понятие о выражении количественных отношений |
10 |
3,7% |
- |
- |
9 |
Понятие о выражении сопровождения и совместности действия |
- |
- |
73 |
20,1% |
10 |
Понятие о выражении значения принадлежности |
- |
- |
23 |
6,3% |
11 |
Понятие о выражении направленности действия на предмет |
- |
- |
22 |
6% |
12 |
Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли |
- |
- |
18 |
5% |
13 |
Понятие о выражении значения отрицания |
- |
- |
25 |
6,6% |
ИТОГО: |
267 |
100% |
370 |
100% |