Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Количественное соотношение тренировочных упражнений разных групп изменяется в зависимости от изучаемого грамматического понятия. Например, при изучении темы "Понятие о выражении значения отрицания" больше половины всех тренировочных упражнений составляют упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту"), а упражнения 1, 3 и 5 групп отсутствуют. Результаты распределения тренировочных упражнений по гркппам сведены в таблицу 13.
Таблица 13
: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е.Е.Вишневской)
№ | Тема | Всего упражнений по группам | Всего | |||||
п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | упр. в теме | |
1 |
Понятие о выражении временных отношений |
12 |
23 |
13 |
14 |
5 |
16 |
83 |
2 |
Понятие о способах выражения пространственных отношений |
9 |
12 |
6 |
31 |
3 |
27 |
88 |
3 |
Понятие о выражении сопровождения и совместности действия |
2 |
19 |
9 |
17 |
11 |
15 |
73 |
4 |
Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке |
- |
19 |
- |
16 |
- |
3 |
38 |
5 |
Понятие о выражении значения отрицания |
- |
9 |
- |
13 |
- |
3 |
25 |
6 |
Понятие о выражении значения принадлежности |
1 |
9 |
- |
9 |
1 |
3 |
23 |
7 |
Понятие о выражении направленности действия на предмет |
- |
2 |
2 |
6 |
3 |
9 |
22 |
8 |
Понятие о выражении значения содержания (предмета) мысли |
- |
5 |
- |
8 |
1 |
4 |
18 |
Всего упражнений в группе: |
24 |
98 |
30 |
114 |
24 |
80 |
370 |