Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Рассмотрим более подробно использование каждой группы тренировочных упражнений в учебнике русского языка для 3 класса.
Упражнения 1 группы (на смысловое комбинирование) предлагаются в 50% изучаемых основных тем и их количество по сравнению с другими группами упражнений невелико. Большая часть упражнений 1 группы используются при закреплении изученного материала по темам "Понятие о выражении временных отношений" и "Понятие и способах выражения пространственных отношений" (50% и 38%). Объем упражнений на смысловое комбинирование составляет 4-5 предложений. Все упражнения этой группы включают в себя дополнительные задания по постановке вопросов к данным словам. Это побуждает учащихся осознанно выбирать нужные грамматические формы .
Упражнения 2 группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых основных темах и их количество составляет 26% всех тренировочных упражнений разных групп. Постоянное использование упражнений 2 группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, определять род, число, падеж имен существительных и прилагательных, временные формы глаголов и т.д., например:
"Выпиши глаголы, определи время глаголов";
"Прочитай. Выпиши слова, отвечающие на вопросы где? и куда
?";
"Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам".
В учебнике для 3 класса в большом количестве представлены упражнения 2 группы, предполагающие выписывание или подчеркивание словосочетаний по вопросной схеме, например:
"Прочитай. Выпиши словосочетания что делает? + в + каком? + где
?".
Так же, как и в учебнике для 2 класса, упражнения данной группы в 3 классе используются как дополнительные задания в упражнениях других групп.
Упражнения 3 группы (на образование грамматической формы слова по аналогии) встречаются в 50% изучаемых основных тем в основном в виде таблиц, например:
Дополни и запиши таблицу
Единственное число:
что?
нож, молоток (мужской род)
что делает?
чем
?
режет . . .
забивает . . .
и т.д.
Затем учащиеся дополняют такие же таблицы с существительными женского и среднего рода, единственного и множественного числа:
Множественное число:
что?
утюги, топоры (мужской род)
что делают? чем?
гладят . . .
колют . . .
Дополняя таблицы, учащиеся тренируются в образовании новых грамматических форм слов, проводят под руководством учителя наблюдения за изменениями грамматических форм слов по аналогии. Упражнения 3 группы в виду своей сравнительной легкости для учащихся составляют лишь 9% от общего количества тренировочных упражнений, предлагаемых в учебнике.
Упражнения 4 группы (на "образование грамматической формы слова по контексту") по частоте использования в учебнике для 3 класса занимают 1 место и в различном количестве представлены во всех основных темах. Данные упражнения составляют 31% всех тренировочных упражнений.
Так же, как и в учебнике русского языка для 2 класса, в 3 классе учащимся предлагается 3 варианта упражнений 4 группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания",
"Спиши предложения, измени окончания слов в скобках" (дописывание окончаний у контрольных слов в предложении);
"Вставь слова, измени, где нужно, окончания" (дополнение предложения данными словами);
"Вставь слова в предложения" (самостоятельное дополнение предложений).
Упражнения 4 группы позволяют учителю развивать и закреплять умение учащихся самостоятельно образовывать требующуюся по контексту грамматическую форму слова. Поэтому эти упражнения широко используются в учебнике для 3 класса.
Упражнения 5 группы (на конструирование словосочетаний) встречаются в 75% изучаемых основных тем, но общее их количество составляет всего 6,5% от всех тренировочных упражнений. Половина упражнений 5 группы сосредоточена в теме "Понятие о выражении сопровождения и совместности действия". В практической работе над данным понятием преобладают упражнения на составление словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что делает?+чем?, что делает?+с чем?, что делает?+без чего?
Подметает . . . ,
ест пирог с . . . ,
пьет чай без . . . ,
несет тарелку с . . . .";
"Составь и напиши словосочетания что делают?+что?и что делают?+чем?
(с существительными мужского рода во множественном числе)
гладят (что?) . . . ,
гладят (чем?) . . . ,
колют (что?) . . . ,