Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Валя рисует дом . . . .
Этот вариант в учебнике для 2 класса используется реже, чем предыдущие варианты, так как для учащихся он ещё довольно сложен.
Упражнения на конструирование словосочетаний - 5 группа упражнений, используемых во 2 классе на уроках закрепления. Эти упражнения предлагаются в четырёх основных темах Максимальное количество (50%) упражнений этой группы используется при изучении темы "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке". Упражнения этой группы условно разделяются на 2 вида.
К первому относятся упражнения на образование словосочетаний по вопросной схеме и опорному слову, например:
"Составь и напиши словосочетания что? + какие?
".
Яблоки сладкие, . ;
брёвна . ;
ремни . ;
. синие,
и т.д.
Такие же упражнения предлагаются и при изучении темы "Понятие о способах выражения пространственных отношений", например:
"Напиши словосочетания что делает? + куда?, что делает? + откуда
?".
Вешает на . ,
снимает с . ,
ставит на . ,
и т.д.
Второй вид упражнений этой группы - самостоятельное дополнение словосочетаний и согласование слов в словосочетаниях, способствует активизации и расширению словаря учащихся. Дети должны самостоятельно подобрать нужные части речи, отвечающие на заданный вопрос, например: "Дополни словосочетания":
что? | какому? | кому? | |
Даёт | . . . | . . . | . . . |
что? | каким? | чем? | |
Рисует | . . . | . . . | . . . |
Наиболее распространёнными упражнениями во 2 классе являются упражнения на конструирование предложений (4 группа). Они составляют примерно третью часть всех используемых упражнений. Чаще всего в учебнике встречается подгруппа упражнений на составление предложений на словесной основе. Существуют различные варианты заданий, например:
Составь из запиши два предложения со словами: вечером, на, читал, утром, Гриша, мама, вчера, уходит, сказку, работу
(по деформированному тексту);
Составь предложения со словами: рисую, помогаешь(с заданным словом);
Придумай и напиши предложения по схемам кто? + что делает? + что?, что? + что делали? + где?, кто? + что делали + где?
(по вопросной схеме);
Составь и напиши два предложения со словосочетаниями: старшему брату, маленькой лопатой
(сданными словосочетаниями) и т.д.
Упражнения этой подгруппы используются при изучении и закреплении всех основных тем 2 класса, так как их содержание является наиболее соответствующим задачам формирование грамматического строя речи у слабослышащих учащихся.
Упражнения на составление предложений на комбинированной основе представляют собой вторую по частоте использования подгруппу. В основном они предлагаются в виде упражнений на составление предложений по картинке и вопросам к ней, например:
Рассмотри картинку. Ответь письменно на вопросы: кудазалез кот? Откуда
бежит кот? и т.д.
Задача учащихся в этом упражнении - подбор правильного предлога и конструирование предложений по вопросу и картинке с этим предлогом (тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений").
Подгруппа упражнений на составлений только на наглядной основе в учебнике 2 класса не используется.
В ходе анализа упражнений, предлагаемых в учебнике 2 класса 2 отделения школы слабослышащих в разделе "Грамматика", было выделено следующее количественное соотношение упражнений различных групп:
Таблица 10:
Количественное соотношение групп тренировочных упражнений
№ | Группа | Всего упражнений | |
группы | упражнений | Количество | % |
1 |
Упражнения на смысловое комбинирование |
40 |
15% |
2 |
Упражнения на выделение изученных грамматических форм |
32 |
12% |
3 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по аналогии |
24 |
9% |
4 |
Упражнения на образование грамматической формы слова по контексту |
48 |
18% |
5 |
Упражнения на конструирование словосочетаний |
45 |
17% |
6 |
Упражнения на конструирование предложений |
78 |
29% |
ВСЕГО: |
267 |
100% |