Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
1.3.2.Индивидуальный подход на уроке
Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально – психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индивидуализации подход проявляется в выборе и применении методов обучения, в дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ (по степени их трудности) и во многом другом.
В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель на уроке в обычном классе массовой школы. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основе внутриклассной индивидуальности:
1. ориентация на уровень достижений школьника
2. ориентация на процессуальные особенности его деятельности.
Определить уровень достижений, то есть успехи ученика в разных школьных предметах, несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе с учеником, ориентироваться на усвоенные ими знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения.
В психологии для определения возможностей дальнейшего развития ребенка широко используется понятие «зона ближайшего развития». Предложивший это понятие Л.С.Выгодский исходил из того, что школьное обучение должно развивать ребенка и поэтому опираться не столько на достигнутый им уровень умственного развития, сколько на те интеллектуальные особенности, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки. Поэтому в развитии ребенка выделяют два уровня – актуальный и зону ближайшего развития. Под актуальным уровнем понимается запас знаний и умений, сформированный у ребенка к моменту исследования. Понятие «зона ближайшего развития» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве».
Школьники одного возраста могут различаться по показателям как первого уровня (актуального), так и второго (зоны ближайшего развития). Но, как показывают психолого – педагогические исследования, обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно соответствует уровню развития ученика, а это достигается только с помощью индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего учитель выбирает индивидуализацию заданий. Слабоуспевающие получают для самостоятельной работы более легкие задачи и упражнения, на долю хорошистов и отличников выпадают задания потруднее.[1]
Сильные по успеваемости учащиеся (учатся на 4 и 5)
Эти учащиеся отличаются от других, как правило, большей организованностью, более устойчивыми интересами к учению, нередко более высоким уровнем обучаемости, иногда широким кругозором, подчас высокой степенью умственного развития.
Сильные по успеваемости ученики – отнюдь не однородная группа школьников. Можно подразделить сильных по успеваемости учеников на четыре группы.
Первая группа. Учатся на «5». Уровень познавательной самостоятельности высокий. Интерес к учебе глубокий и действенный. Основное направление в индивидуальной работе – удовлетворение высокой познавательной потребности.
Вторая группа. Представители этой группы встречаются редко. Учатся на «5» и «4». Уровень познавательной самостоятельности высокий (обучаемость, как правило, наиболее высокого уровня; организованность обычно среднего уровня – со «срывами». Интерес к чтению потенциальный (чаще узкоизбирательный и относительно глубокий).
Основное направление индивидуальной работы – превращение потенциального интереса в действенный.
Третья группа. Учатся обычно на «4» и «5». Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к учению действенный. Эти учащиеся, как правили, хорошо справляются с типовыми познавательными задачами, но испытывают некоторые трудности в решении новых, незнакомых задач. Очень старательны, они с помощью извне довольно быстро осваивают новые знания и приемы познавательной деятельности.