Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
Основное направление индивидуальной работы – повышение уровня обучаемости.
Четвертая группа. Представители этой группы встречаются редко. Учатся на «4». Уровень познавательной самостоятельности низкий. Интерес к учению неглубок. Очень прилежны.
Многие из них часами учат уроки, привыкая к нерациональным способам учения. Чрезвычайная старательность нередко создает видимость благополучия. Однако их «терпение и труд» часто формируют неразумные, неэкономичные способы познавательной деятельности, нередко оборачивающиеся интеллектуальной пассивностью.(Л.С. Славина)
Главное направление индивидуальной работы – переучивание, «ломка2 неверно сложившихся стереотипов самостоятельной деятельности, формирование рациональных способов учения.
Таковы четыре группы сильных по успеваемости учащихся. В действительности их индивидуальные различия неизмеримо богаче. Но уже из приведенных характеристик можно сделать вывод, что абсолютное большинство хорошо успевающих учащихся совершенно незаслуженно считается в практике многих учителей «благополучными», не нуждающимися в индивидуальном подходе.
Средние по успеваемости учащиеся (учатся на «3» и «4»)
Это, как правило, наиболее обширная и наименее однородная часть класса. Некоторые средние ученики приближаются по своим знаниям и обучаемости к сильным, а некоторые – к слабым учащимся. Весьма разнообразны учащиеся и по уровню действенности интереса. Вместе с тем именно средние ученики наименее заметны в классе. Среди них меньше всего «ярких личностей», нуждающихся в усложненных заданиях или вызывающих сильную тревогу со стороны учителей, ученической общественности, родителей. Они нередко остаются в тени, что противоречит важнейшему принципу индивидуального подхода – вниманию к каждому ученику.
Первая группа. Учатся на «4» и №3». Уровень познавательной самостоятельности высокий(высокая обучаемость сочетается со средним уровнем организованности). Интерес к учению потенциальный.
Эта группа учащихся отличается от второй группы сильных учеников, во–первых, несколько худшей успеваемостью, а во–вторых, более низким уровнем действенности интереса к учению.
Основное направление в индивидуальной работе – воспитание устойчивого интереса к учению, формирование потребности в систематическом преодолении трудностей самостоятельной работы.
Вторая группа. Учатся неровно. Уровень познавательной самостоятельности высокий (способные, «несобранные», хотя изобретательные в организации самостоятельной работы). Интерес к предмету отсутствует.
Как правило, эти ученики – за пределами школы активные и жизнерадостные- отмалчиваются на уроке, редко выполняют домашние задания. Они вполне могли бы успевать на «хорошо» и «отлично», но школьные занятия представляются им нередко скучными, малозначительными, подавляющими «свободу творчества», отталкивающими строгим «казенным» контролем и т. п.
Основное направление в индивидуальной работе – пробуждение интереса к предмету.
Третья группа. Представители этой группы встречаются редко. Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к учению неглубокий, очень прилежны. Учатся, как правило, на «4» и «3».
Эта группа школьников характеризуется добросовестностью, старательностью, стремлением к пунктуальности, но страдает недостаточным умением учиться и отсюда – перегрузкой заданиями. Она отличается от третьей группы сильных учеников более низкой обучаемостью, нередко более узким кругозором, большим количеством ошибок в способах учения, худшими ответами на уроках и, понятно, более низкими отметками.
Таким учащимся нередко свойственны замедленность, скованность мысли, недостаточное развитие речи, неуверенность в себе.
Основное направление индивидуальной работы – обучение рациональным способам учения, расширение умственного кругозора.
Четвертая группа. Учатся посредственно. Уровень познавательной самостоятельности средний. Интерес к учению потенциальный.
Эти ученики выделяются, пожалуй, только тем, что их большинство.Их нельзя назвать ни старательными, ни ленивыми, ни самостоятельными, ни беспомощными, ни эрудитами, ни невеждами. И вместе с тем каждый из них индивидуально неповторим.