Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики

Л Е О Н Т И Й Ф И Л И П П О В И Ч М А Г Н И Ц К И Й

И Е Г О " А Р И Ф М Е Т И К А"

В семье крестьянина Осташковской слободы Тверской губернии Филиппа Теляшина в июне 1669 года родился мальчик, которого наз­вали Леонтием.

Уже с детских лет Леонтий стал выделяться многообразием умс­твенных интересов среди своих сверстников, он самостоятельно нау­чился читать, писать. Желание знать как можно больше побудило Ле­онтия изучать иностранные языки. В итоге упорных занятий он овла­дел несколькими языками: латинским, греческим, немецким, итальян­ским.

Основным же предметом самостоятельных занятий Леонтия Филип­повича была математика, он тщательно изучал русские арифметичес­кие, геометрические и астрономические рукописи XVII века. Это позволило значительно расширить его кругозор.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, им заинтересовался и царь Петр I.

В России быстро развивались промышленность, торговля, осу­ществлялась перестройка военной техники, стране нужны были обра­зованные люди различных специальностей, Петр решил открыть ряд технических учебных заведений, но этому мешало отсутствие рос­сийских кадров учителей и полноценной учебной литературы по физи­ке, математике, техническим дисциплинам.

При встрече Леонтий Филиппович произвел на царя очень силь­ное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными поз-

наниями. В знак почтения и признания достоинств Петр жаловал ему

фамилию Магницкий.

В январе 1701 года появился указ Петра о создании в Москве школы математических и навигацких наук. В данной школе и начал свою учебную деятельность Л.Ф.Магницкий, одновременно он присту­пил к созданию учебника арифметики. "Арифметика" Магницкого уви­дела свет в январе 1703 года, она положила начало печатанию мате­матических учебников в России, в дальнейшем Магницкий активно участвовал в публикации математической и астрономической литера­туры, которая требовалась для новой школы.

В 1715 году в Петербурге открыли Московскую академию, изуче­ние военным наукам перенесли в академию, а Московская же школа основное внимание стала уделять обучению учащихся арифметике, ге­ометрии, тригонометрии. В это же время Магницкого назначили заве­дующим учебной частью и старшим учителем математики Московской школы. В Московской школе Магницкий трудился до дня своей смерти, до октября 1739 года.

Магницкий умер, но остались его учебники, они предназнача­лись не только для школы. В учебнике Магницкого использованы тра­диции русских математических рукописей, но его труд не копирует рукописи, в нем значительно улучшена система изложения материала: вводятся определения, осуществляется плавный переход к новому, появляются новые разделы, задачи, приводятся дополнительные све­дения. Магницкий стремился заинтересовать своего читателя изуче­нием математики. Современники Магницкого очень ценили.

На протяжении полувека, до середины XVIII столетия, "Арифме­тика" Леонтия Филипповича служила учебником для учащихся, Магниц­кий на страницах своей знаменитой книги высказал пожелание: " И

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10