Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики

желаем,да будет сей труд

Добре пользовать русский весь люд".

Задачи из учебника Магницкого оказались весьма жизнеспособ­ны, многие из них перешли в последующие учебники, и до настоящего времени они часто приводятся авторами арифметических и алгебраи­ческих задачников.Эти задачи весьма интересны, они дают возмож­ность почувствовать колорит и особенности языка той эпохи. Расс­мотрим некоторые из эти задач.

1. ТОРГОВЕЦ

Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дав 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, сколько старых и молодых баранов купил он.

Примечание. Алтын равен 3 копейки, а деньга равна половине копейки.

РЕШЕНИЕ: Х - количество молодых баранов,

112-Х - количество старых баранов,

15 алтын 2 деньги = 46 копеек

10 алтын = 30 копеек

49 рублей 20 алтын= 4960 копеек

Получили уравнение 46*(112-Х)+30*Х=4960

решая уравнение имеем, что молодых баранов было 12, а старых-100.

2.РАБОТНИК И КАФТАН

Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12

рублей и кафтан, но тот проработал 7 месяцев,захотел уйти и поп­росил достойной платы с кафтаном, а хозяин дал расчет 5 рублей и кафтан, сколько стоит кафтан?

РЕШЕНИЕ: если годовая оплата труда работника составляет 12 рублей и кафтан, то за один месяц он зарабатывает в 12 раз мень­ше, а именно 1 рубль и 1/12 стоимости кафтана.

3.СЛИВЫ

Двое ели сливы, один сказал другому:"Дай мне свои две сливы, тогда будет у нас слив поровну",- на что другой ответил:"Нет, лучше ты дай мне свои две сливы,-тогда у меня будет в два раза больше, чем у тебя". Сколько слив у каждого?

РЕШЕНИЕ: так как передача двух слив уравнивает число слив у собеседников, то у одного из них на четыре больше, чем у другого, если же человек у которого слив меньше отдает человеку у которого больше, следовательно разница увеличивается да 8 слив,поскольку второй человек тогда будет иметь слив в два раза больше, то у од­ного из них после передачи будет 8 слив у другого 16 слив, следо­вательно, до передачи у одного из собеседников 10 слив, а у дру­гого 14 слив.

4. КОМУ ПАСТИ ОВЕЦ ?

У пятерых крестьян - Ивана, Петра, Якова, Михаила и Герасима

- было 10 овец, не могли они найти пастуха, чтобы пасти овец, и говорит Иван остальным: "Будем пасти овец по очереди - по сколько дней, сколько каждый из нас имеет овец". По сколько дней должен пасти каждый крестьянин, если известно, что у Ивана в два раза меньше овец ,чем у Петра, У Якова в два раза меньше овец, чем у

Ивана, Михаил имеет овец в два раза больше, чем Яков, а Герасим вчетверо меньше, чем Петр ?

РЕШЕНИЕ: из условия следует, что и у Ивана и у Михаила вдвое больше овец, чем у Якова, у Петра в двое больше, чем у Ивана, значит, вчетверо больше, чем у Якова, но тогда у Герасима столько же овец, сколько имеет их Яков, общее число овец в (2+4+1+2+1)=10 раз больше, чем число овец у Якова, следовательно, у Якова 1 ов­ца, у Ивана и у Михаила по 2 овцы, у Петра 4 и у Герасима 1 овца.

5. ЧЕРЕЗ СКОЛЬКО ДНЕЙ ВСТРЕТЯТСЯ ПУТНИКИ ?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11