Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
От содержания изучаемой основной темы зависит не только общее количество тренировочных упражнений в теме, но и количественное соотношение упражнений разных групп в каждой основной теме. Например, в теме "Понятие о выражении временных отношений" преобладают тренировочные упражнения 6 группы, а в теме "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" - упражнения 5 группы. Таким образом, в первой названной нами основной теме большее внимание уделяется работе над предложением, а во второй основной теме преобладает работа по конструированию словосочетаний, что отражает специфику содержания каждой темы: понимание слабослышащими учащимися временных отношений происходит в структуре предложения, а понятие о признаках предметов отрабатывается в синтаксической структуре словосочетания. В ряде основных грамматических тем некоторые группы тренировочных упражнений не используются. Например, в теме "Грамматическое понятие о лице" отсутствуют упражнения 2, 3 и 5 групп (группы упражнений приводятся по классификации Е.Е.Вишневской).
По результатам, представленным в Таблице 9, можно судить о частоте использования той или иной группы упражнений в изучаемых во 2 классе основных грамматических темах.
Таблица 9
: Распределение тренировочных упражнений по группам (классификация Е.Е.Вишневской)
№ | Тема | Всего упражнений по группам | Всего | |||||
п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | упр. в теме | |
1 |
Понятие о выражении временных отношений |
13 |
11 |
12 |
8 |
- |
24 |
68 |
2 |
Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке |
3 |
6 |
5 |
15 |
23 |
14 |
66 |
3 |
Понятие о способах выражения пространственных отношений |
4 |
4 |
- |
9 |
13 |
21 |
51 |
4 |
Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке |
3 |
3 |
- |
4 |
6 |
6 |
22 |
5 |
Понятие о выражении переходности действия на действующее лицо |
4 |
2 |
5 |
- |
- |
7 |
18 |
6 |
Понятие о признаках действий и из обозначение в языке |
7 |
4 |
- |
- |
3 |
3 |
17 |
7 |
Грамматическое понятие о лице |
6 |
- |
- |
7 |
- |
2 |
15 |
8 |
Понятие о выражении количественных отношений |
- |
2 |
2 |
5 |
- |
1 |
10 |
Всего упражнений в группе: |
40 |
32 |
24 |
48 |
45 |
78 |
267 |