Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах на уроках формирования грамматического строя речи.
Как можно видеть из таблицы, упражнения на смысловое комбинирование (1 группа) представлены в большинстве изучаемых во 2 классе основных грамматических тем (88%). Это наиболее легкий вид упражнений. В учебнике русского языка упражнения 1 группы обычно предлагаются в начале работы над понятием для проверки его понимания учащимися и для закрепления уже пройденного материала. Например, при изучении темы "Понятие о предмете в значении орудия действия и его выражение в языке" учащиеся выполняют такое упражнение: "Вставь слова и напиши предложения".
Зина, . . . Васе картину указкой. Женя, . . . дом карандашом. Тома, . . . маме письмо шариковой ручкой. Витя, . . . стол тряпкой. Нина, . . . таблицу кнопкой.
(нарисуй, вытри, напиши, прикрепи, покажи
).
Выполняя это упражнение, дети тренируются в смысловом комбинировании предложений со словосочетаниями в значении орудийности действия, уточняют смысловое значение глаголов повелительного наклонения.
Упражнения на выделение изучаемых грамматических форм (2 группа) используются также при изучении 88% всех грамматических понятий. Упражнения этой группы имеют большое значение для закрепления у учащихся представлений о грамматических понятиях и закономерностях. Данные упражнения предполагают осмысленное выделение изучаемых грамматических форм и категорий слабослышащими учащимися, что исключает механическое запоминание. Например, при закреплении у учащихся понятия о выражении временных отношений предлагается следующее упражнение:
"Прочитай. Выпиши из текста слова, которые отвечают на вопросы что делают? что делал? что делали?
"
Это упражнение позволяет не только практически закрепить у учащихся умение определять по данному вопросу грамматические категории времени и числа глаголов, но и уточнить семантическое значение временных отношений.
Из упражнений 2 группы в учебнике для 2 класса широко представлены упражнения на выписывание словосочетаний по вопросной схеме ("Прочитай. Выпиши словосочетания: какой?+ что? и какие?+что?
" и т.д.); на постановку вопроса к выделенным словам ("Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам"). Упражнения на постановку вопроса к словам встречается как самостоятельное упражнение, и как дополнительное задание в упражнении другой группы, например:
"Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам.
Мама будет . . . грибной суп. Бабушка . . . картошку. Зина . . . кастрюлю. Кастрюля будет . . . на плите.
(почистила, стоять, варить, вымыла
)"
Такое упражнение с дополнительным заданием позволяет закрепить представления учащихся о временных отношениях не только при подборе нужного по контексту слова, но и при осознанной постановке вопроса к выбранному слову.
Упражнения, предполагающие образование грамматической формы слова по аналогии (3 группа), используются в 62% всех основных грамматических понятий, изучаемых во 2 классе. Общее количество упражнений 3 группы невелико по сравнению с другими группами упражнений. В учебнике для 2 класса эта группа упражнений представлены заданиями на изменение грамматической формы слов по образцу, например:
"Измени и напиши слова:
вытирает - вытирается . . . - умывается
причесывает - . . . одевает - . . . " и т.д.
Упражнения 3 группы позволяют автоматизировать навык образования новой грамматической формы слова по аналогии с данными изменениями. Так, в приведенном примере учащиеся закрепляют умение образовывать возвратную форму глаголов.
Упражнения на "образование грамматической формы слова по контексту" (К.Г.Коровин) составляют 4 группу в классификации Е.Е.Вишневской и в анализируемом учебнике представлены в 75% изучаемых грамматических тем. Для практической работы учащимся предлагаются различные варианты упражнений этой группы, например:
"Спиши предложения, допиши окончания".
В зале висят красн . флажки.
Деревянн . ложка упала на пол.
На окне висят длинн . широк . шторы.
Нов . учебники лежат в шкафу.
Выполняя этот вариант упражнений, учащиеся закрепляют умение образовывать грамматическую категорию числа имени прилагательного, дописывая окончания у контрольных слов в предложении.
Второй вариант упражнений этой группы представляет собой дополнений предложений данными словами, изменяя их окончания, например: "Спиши предложения. Вставь слова, измени окончания".
Третий вариант упражнений 4 группы предполагает самостоятельное дополнение предложений, например:
"Допиши предложения".
Ученик вытирает доску . . . .
Женя постучал в дверь . . . .
Учитель прикрепил картинку . . . .